Бросок левой
Просмотров: 3072
советский гандбол: броски в гандболе
Анализ встреч по ручному мячу 11:11 и 7:7 говорит о том, что наши спортсмены еще мало совершенствуются в бросках левой рукой.
Нетрудно убедиться, что игроки чаще всего бросают мяч по воротам правой рукой и лишь в очень редких случаях— левой. И если правой рукой они бросают самыми разнообразными способами, то среди бросков левой можно насчитать всего три-четыре разновидности.
А ведь характерно, что попаданий при бросках левой рукой бывает гораздо больше, чем при бросках правой. Это объясняется тем, что игроки бросают левой рукой только при исключительно выгодных условиях. Противник, как правило, не ожидает такого броска и не всегда успевает предотвратить его.
Здесь и напрашивается вывод: чтобы сделать атаки своей команды наиболее опасными, каждый гандболист должен научиться уверенно бросать мяч не только правой, но и левой рукой. Это необходимо учитывать и в плане учебнотренировочной работы.
Новичкам следует прежде всего овладеть бросками в опорном положении.
Основной и наиболее привычный бросок — толчком. С него и нужно начинать. Потом можно переходить к изучению других, наиболее часто применяемых в игре разновидностей бросков: толчком сверху и сбоку, метательного сверху и сбоку, броска с замахом руки вперед (назад с поворотом).
Овладев бросками в опорном положении, новичок быстрее усвоит более сложные по координации движений броски в прыжке.
В совершенстве изучать броски может только тот игрок, который обладает хорошей прыгучестью, выносливостью, си-' лой. Выработке этих качеств нужно уделять большое внимание. Особое место должны занять упражнения, помогающие развивать скорость и силу.
Обучение броскам и правой и левой рукой должно идти параллельно. В каждом занятии -рекомендуется давать упражнения для обеих рук примерно в такой пропорции: три — для правой, пять — для левой. И чем больше игровой опыт спортсменов, тем большим может быть объем упражнений для левой руки.
Чтобы научиться уверенно владеть левой рукой, следует вводить дополнительные упражнения: броски на силу и точность игровым или набивным мячом, разнообразные упражнения с теннисными мячами и гимнастическими булавами, метание гранаты. Полезно поиграть и в городки, бросая биту левой рукой.
Для закрепления приобретенных навыков хорошо проводить подвижные и подготовительные игры.
Вот некоторые из них.
«Мяч капитану». Игроки делятся на равные группы (команды) по 5—8 чел. Каждая группа строится в колонну по одному. Напротив колонны, на расстоянии 6—10 метров, — капитан команды с мячом. Капитан бросает мяч первому в колонне, тот возвращает его капитану, а сам приседает. Капитан бросает мяч другому игроку и т. д. Побеждает команда, которая быстрее это проделает.
Игру можно несколько изменить. Капитан бросает мяч первому игроку, а сам занимает место в конце колонны. Игрок, получивший мяч, ведя его, передвигается на место капитана, и отдает мяч следующему игроку, а сам уходит в конец колонны. Игра продолжается до тех пор, пока капитан не вернется в исходное положение.
«Защита крепости». Игроки становятся в круг. В центре круга? где расположена «крепость», — водящий. «Крепостью» могут служить сложенные мячи или расставленные булавы. Задача — сбить мячом «крепость», которую должен защищать водящий. Игрок, сбивший «крепость», становится ее защитником.
«Охотники и утки». Игроки делятся на две команды. Одна команда — «охотники», а другая — «утки». «Охотники» располагаются по кругу, а «утки» — внутри его. Передавая мяч своим партнерам, играющие выбирают момент для броска по цели («утке»). Игра проводится на время или на количество «подстреленных уток». Затем участники меняются ролями.
«Борьба за мяч». Группа разбивается на две команды. Тренер вводит мяч в игру спорным броском или отдает мяч одной из команд по жребию. Придерживаясь правил игры в ручной мяч, каждая команда стремится овладеть мячом и удержать его как можно дольше в своих руках. Игра ведется на время держания мяча, на количество передач, на меньшее количество ошибок и т. п. По усмотрению руководителя, игру можно проводить на ограниченной площади. Чем выше класс игры гандболистов, тем строже придерживаются правил.
«Эстафета». Группа делится на равные команды. Игроки каждой команды выстраиваются в колонну по одному. Направляющий каждой колонны получает мяч. По сигналу тренера оба они ведут мяч на определенное расстояние (равное для всех команд), возвращаются обратно, пе. редают мяч следующему игроку, а сами становятся в свои колонны на место замыкающего. Игра продолжается до тех пор, пока направляющие не займут своего первоначального положения.
За каждое нарушение правил ведения мяча команде начисляется штрафное очко, то есть прибавляется несколько секунд. Побеждает команда, выполнившая задание в . лучшее время и набравшая наименьшее количество штрафных очков. Эстафеты могут проводиться с ведением мяча, передачей мяча, ведением и передачей во встречном движении, в движении по кругу, в прямолинейном движении, в движении с обводкой колышков и т. д.
Во всех этих играх, а также в тренировочных двусторонних играх тренер должен давать задание: какое-то время передавать и бросать мяч только левой рукой. Можно потребовать выполнения и других условий: бросать мяч в ворота только левой рукой, в зоне нападения передавать мяч левой рукой, вести мяч левой рукой и т. д.
В тренировках не следует злоупотреблять упражнениями на месте. Необходимо включать элемент сопротивления: борьбу двух защитников против одного нападающего, атаку одних ворот с ведением и передачами мяча, обводку игроков и броски по воротам при активном сопротивлении противника. Это приблизит занятия к условиям игры.
Нужно помнить, что прекращение систематических занятий нарушает приобретенный навык. Поэтому совершенствоваться в бросках необходимо круглый год (зимой играть в ручной мяч 7:7).
Умение владеть бросками правой и левой рукой обогащает арсенал технических приемов, затрудняет противнику организацию защитных действий, делает атаки команды более разнообразными и эффективными.
В. ТАБАРЧУК, аспирант кафедры спортивных игр Киевского института физической культуры