Из опыта секции по ручному мячу физкультурного коллектива Киевской сельскохозяйственной академии
Просмотров: 2237
Команды игроков в ручной мяч Киевской сельскохозяйственной академии по праву считаются одними из сильнейших не только в столице Украины, но и во всей республике.
Секция ручного мяча физкультурного коллектива академии начала работать пять лет назад. Силами общественности были построены две площадки для игры в ручной мяч 7X7 и одна для ручного мяча 11X11. Сразу же создали курсовые команды и провели первые соревнования. Игра понравилась, и число любителей этого вида спорта стало расти
Особенно окрепла секция в последние годы. Сейчас в ней уже около 60 человек. Ежегодно готовятся спортсмены всех трех разрядов, судьи и инструкторы-общественники. Многие игроки академии — Семенча, Беликова, Горонский, Литовкин, Петров, Лёба, Аргун и другие — активно участвуют в работе городской секции и коллегии судей по ручному мячу. Уже в 1953 и 1954 гг. команды сельскохозяйственной академии занимали первые и вторые места в играх на первенство вузов и неплохо выступали в общем первенстве Киева.
Таких успехов команды академии добились благодаря круглогодичным систематическим занятиям. Прошедшей зимой, например, спортсмены тренировались не только в закрытом помещении, но и на площадке, предварительно очистив ее от снега и посыпав песком.
Как, в общих чертах, была построена тренировочная работа в предсезонный период?
Зимой тренер А. Д. Леонов главное внимание игроков обращал на общую физическую и техническую подготовку. Спортсмены выполняли вольные гимнастические упражнения, упражнения на гимнастической стенке, с набивными мячами, скакалками, упражнения на сопротивление, учились брать старты и делать рывки во время бега.
На открытом воздухе игроки учились сильно и точно бросать мяч в ворота с любого места и особенно сбоку, овладевали техникой передачи мяча, обводки и блокирования игрока, бросков с вращением мяча. Большинство приемов выполнялось на высокой скорости. Вратари учились перехватывать трудные мячи и выбрасывать мяч в поле на большое расстояние.
Не были забыты и вопросы тактики. Упражняясь по-трое, игроки учились выбирать место в игре и освобождаться от опеки противника; в односторонних и двухсторонних играх овладевали бросками с закрытых позиций и изучали атаки против организованной защиты.
С наступлением весны стали больше внимания уделять выработке общей и скоростной выносливости, повышению тактического мастерства. Игроки проводили кроссы, изучали технику бега, делали рывки на 30—40 метров, передавали мяч парами и тройками в движении на максимальной скорости.
Все это помогло им научиться быстро и организованно переходить от защиты к нападению.
На занятиях разучивали атаки в условиях применения противником персональной и зонной систем защиты. Для этого игроки выстраиваются «пять в линию» перед площадью ворот. Четверо тренирующихся двигаются по кругу, а пятый, стоя на одном месте, принимает мяч от игрока и немедленно передает его другому, который уже вышел на мяч. Сначала это упражнение выполняется без сопротивления защитников. Затем каждому нападающему противостоит защитник, и упражнение выполняется в борьбе.
В дальнейшем применяются «перекрытия» (заслоны) по ходу передвижения игроков. Перемещаясь, игроки стараются создать выгодные условия для завершающего броска.
Навыки, приобретенные на тренировочных занятиях, закрепляются в двусторонней игре.
Изучая атаки против зонной защиты, мужские и женские команды в односторонних играх применяют, в частности, такое упражнение: три игрока в движении по малой «восьмерке» передают друг другу мяч. Остальные два — крайние нападающие — непрерывно меняются местами. В наиболее удобный момент мяч передают одному из нападающих, и тот бросает его в ворота.
Эти упражнения выполняют без сопротивления «противника» и в борьбе с «противником», а затем стараются применить этот прием в двусторонних играх. Одновременно игроки овладевают персональной и зонной защитой.
Перед двусторонней игрой тренер дает игрокам определенные задания. Например, разучивая персональную защиту, игроки должны быстро переходить к нападению перемешаться по кругу и применять «перекрытие». В ходе игры тренер меняет задачи, стремясь обучить игроков различным способам нападения и зашиты.
Как и на соревнованиях, в двусторонней игре делается 10-минутный перерыв, во время которого тренер дает дополнительные указания игрокам.
Иногда он перед каждой командой ставит отдельную задачу и дает право капитанам руководить игрой, принимать ре шения самим.
Команды Сельскохозяйственной академии, как правило, до календарных соревнований раз в неделю проводят товарищеские игры.
Как и следовало ожидать, напряженные тренировки в зимние и весенние месяцы принесли свои плоды. В первом же турнире киевских команд студенты академии продемонстрировали возросшее спортивное мастерство.
Серьезно поставленная тренировочная работа открывает перед командой широкие перспективы дальнейшего роста.
Е. ИВАХИН, заслуженный мастер спорта